Досигарный период

До конца XV века табак был неизвестен европейскому человеку,
но индейцы Северной и Южной Аме-И рики уже давно имели представление об этом растении. В культуре коренных жителей Америки табак играл важную роль, и именно они стали прародителями современных сигар. 

Кто-то скажет, что разговор о сигарах необходимо начинать с того момента, когда европейцы познакомились с курением табака. Однако задолго до экспедиции Христофора Колумба народ племени майя уже возделывал это древнейшее растение и активно использовал его в ритуальных целях. Листья табака, произрастающего на горных склонах Южной Америки, по сути, и являлись первыми примитивными сигарами.

Археологические раскопки показали, что племена майя уже 4000 лет назад знали о свойствах этого растения. Они сворачивали широкие табачные листья в трубочку и связывали ее веревкой. Первое иллюстрированное упоминание о курении подобных свертков найдено на глиняных сосудах древней цивилизации. На одном из обнаруженных артефактов был изображен индеец майя, курящий скрутку из табачных листьев.

Курение табака племенами Центральной Америки в первую очередь было связано с ритуальными целями. В своих обрядах ароматный дым, источаемый подожженными табачными листьями, поднимался к небу и считался связующим звеном индейцев с богами и духами предков.

Кроме того, табак выполнял важнейшую роль в быту многих индейских племен. Для европейского человека главной ценностью было золото, для племени майя этот металл занимал лишь второе место. Настоящим богатством индейцев стал табак. Листья растения не только курили. Из них делали лечебные отвары, жевали или просто прикладывали к ранам. Табак использовался даже в дипломатических целях. Часто для примирения враждующие между собой индейские племена обменивались связками табачных листьев. Подарить кому-то табачные листья считалось у индейцев выражением высшей меры уважения. Отсюда и появилось известное выражение «выкурить трубку мира», хотя трубка как курительное приспособление появится гораздо позже.

Индейцами майя было замечено, что при курении табака в особых количествах можно войти в транс. Часто жрецы, постоянно курившие свернутые табачные листья, во время проведения ритуальных таинств теряли сознание, а состояние транса нередко сопровождалось галлюцинациями. Все это рассматривалось майя не как воздействие содержавшегося в табаке никотина, а как вселение в тело жрецов духов воды, неба или воздуха. Согласно поверьям майя, белый табачный дым считался божественным, потому что напоминал облака. А боги, естественно, жили в облаках, высоко на небе.

Постепенно майя начинают расселяться по долине реки Миссисипи, распространяя ритуал табакокурения среди соседних племен. Другие индейские племена верили, что дух великого бога Маниту являлся им в виде белого густого дыма. Чем большую территорию заселяли индейцы, тем больше распространялось табакокурение по континентам Северной и Южной Америки, а также по архипелагу Карибского бассейна.

На языке индейцев майя табак назывался «сик», а сам процесс курения — «сикар». Вскоре эти слова были ассимилированы другими племенами. Позже, вероятнее всего, испанцы заимствовали их, и появилось современное название cigarro.

Курение табака как ритуал распространялось в нескольких направлениях. Все больше индейских племен верили в его магическун силу. Североамериканское племя гуронов по заимствовало курение у майя. Один из миф племени гуронов гласил: когда-то земля была бесплодной, и среди людей царил голод. Be ликий дух предков послал индейцам женщину-спасительницу. Когда она путешествовал; по миру, везде, где ее правая рука касалась земли, вырастал картофель, где левая — маис. Когда же все индейцы были накормлены, спасительница прилегла отдохнуть и уснула. Женщина проснулась, а на том месте, где она спала, вырос табак. Растение, которое было подарено индейцам для связи с богами.

Южноамериканское племя ацтеков тоже подверглось влиянию майя. Ацтеки курили табак двумя способами. Особо знатные воины, приближенные к верховному правителю Монтесуме, смешивали табак с листьями других растений и курили эту смесь при помощи длинных трубок. Рядовые же подданные Монтесумы просто делали из табака свертки и также курили их. Табачный лист, свернутый в трубочку, уже был неким примитивным прототипом сигары. Интересен тот факт, что майя и ацтеки не всегда высушивали табачные листья, а курили их свежими.

Наиболее благоприятным климатом для произрастания табака располагала Центральная Америка и острова Карибского бассейна. Племена, заселившие местность современной Кубы, Никарагуа, в дальнейшем станут прародителями современных сигар. Индейцы племени араваки, переселившиеся с материка на архипелаг Карибского бассейна, и в частности на остров Куба, несколько видоизменили традиции курения табака. Свернутый куст масаки заворачивали в лист маиса. Такой сверток тоже еще не был сигарой. Принцип скрутки связующего и покровного листа сегодня используется в производстве современных сигар. Аравакские племена, в частности индейцы, тайно называли табачный лист словом «коиба». Оно же использовалось и для обозначения процесса курения. В конце 60-х годов XX века «коиба» будет ассоциироваться у курильщиков всего мира с известным производителем кубинских сигар.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Последние публикации
Производство табака