Властелины колец, или Сигарный бант

Открывая коробку с сигарами, зачастую первое, что может броситься в глаза, — это небольшое бумажное колечко, опоясывающее их «стан». Сей аксессуар, или сигарный бант, стал предметом многочисленных споров и дискуссий среди афисионадо.

История происхождения сигарного банта окутана тайнами и легендами. Кроме того, многие курильщики до сих пор не придут к общему решению, связанному с этикетом, а конкретнее -снимать ли кольцо перед курением или нет? Тем не менее эта маленькая бумажная полоска придает сигаре индивидуальность и неповторимость перед своими конкурентками.

Самый главный миф о появлении сигарных бантов связан с именем великой российской императрицы. Согласно распространенной легенде, Екатерина II была страстной поклонницей кубинских сигар. Специально для нее отборные сигары поставлялись прямо с Кубы к императорскому двору. Эти сигары были обернуты шелковыми лентами, для того чтобы ее императорское величество не замарала свои бархатные ручки никотином во время курения. На самом же деле документального подтверждения тому, что это действительно было так, не существует. Впрочем, как и сомнительно предположение о том, что Екатерина II вообще курила сигары.

Другая легенда о происхождении сигарных бантов возникла в Англии в обществе лондонских денди. По строгому британскому этикету представители высшего света обязаны были носить белоснежные перчатки. Сигары тоже были неким пропуском в элитарное общество, но одно могло помешать другому. Как в случае с императрицей, сигары могли испачкать деталь джентльменского гардероба, поэтому во избежание этого и было придумано бумажное кольцо.

Эта история тоже разбивается опытными знатоками сигар в пух и прах. В действительности хорошая сигара никогда не оставит пятен на пальцах во время курения, так что эти легенды можно смело назвать вымыслом.

Иногда люди, далекие от мира сигар, считают, что бумажное кольцо предназначено для скрепления целостности конструкции, не позволяя покровному листу разворачиваться. Это тоже не так, ведь тогда неплотно скрученные сигары были бы полностью покрыты бумажными кольцами и превратились в толстое подобие сигареты. Кольцо ни в коем случае не должно плотно сжимать сигару. Многие афиси-онадо, перед тем как закурить сигару, снимают с нее бант, и если бы он выполнял скрепляющую функцию, сигара просто раскрутилась у них в руках. Да и многие дешевые сигары, в частности чируты или стоги, вообще продают без бантов. Кроме того, после скрутки сигары на фабрике эта тонкая полоска бумаги должна не только хорошо держаться на сигаре, но и не

сваливаться с нее. Концы бумажной полоски, перед тем как она станет кольцом, смазывают клеем растительного происхождения. Он не имеет ни цвета, ни запаха. При окольцовывании сигары сотрудникам фабрики нужно быть предельно аккуратными — капли клея не должны попасть на покровный лист.

В действительности сигарные банты появились в XIX веке, и изобрели их, как ни странно, европейцы, а не кубинцы. В 1800 году в Европу из Нового Света поставлялось огромное количество табака для скрутки сигар. В Старом Свете продавались и чисто кубинские сигары, которые стоили гораздо дороже европейских. Одним из главных сигарных центров Европы того времени был немецкий портовый город Бремен. Ежегодно корабли из Центральной Америки доставляли в город два миллиона кубинских сигар, еще около половины производилось в самом Бремене. Общий товарооборот достигал порядка шести миллионов штук сигар в год. Из Бремена сигары вывозились в другие европейские страны — Австрию, Францию, Нидерланды. На фоне такого огромного товарного предложения отличить кубинские сигары от европейских было очень сложно. В огромном количестве появлялись подделки, выдававшие себя за настоящие «гаваны».

В борьбу с контрафактной продукцией первым вступил голландец Густав Бок. Иммигрант из Голландии основал на Кубе собственное производство сигар, а готовую продукцию отправлял в родной Амстердам и соседствующий с ним по Северному морю порт Бремена. Но в Европе сигары табачника продавались плохо из-за большого числа подделок. Чтобы выделить свои сигары из всех остальных и не позволить им слиться с огромным количеством контра-факта, в 1830 году Густав Бок заказал в типографии небольшие бумажные полоски, которыми окольцовывал сигары. На каждой из них Густав Бок лично ставил свою подпись, тем самым подтверждал качество продукции. Изобретение голландца понравилось и другим производителям, и уже к 1855 году практически все кубинские сигары, поставляемые в Европу, обзавелись сигарными бантами.

Во второй половине XIX века много сигарных фабрик стало появляться в США. Американские сигары были невысокого качества. При постоянно растущем количестве новых фабрик для рядовых покупателей сигары все были на один вкус, а точнее, на одно лицо, вне зависимости от производителя. Сигарные банты выступили в качестве опознавательных знаков сигар той или иной фабрики. Кроме того, из-за недорогой стоимости печати в США сигарные банты стали простым способом разрекламировать свою продукцию. Американцы предпочитали приобретать сигары с яркими бантами, даже если их качество порой оставляло желать лучшего.

С развитием печатной индустрии сигарные банты становились все ярче и краше. Период с 1890 по 1920 год считается «золотой эпохой» становления сигарных бантов. Табачная промышленность одна из первых стала использовать способ литографии для нанесения изображения не только на упаковки, но и на сигарные банты. Выполненные в технике литографии, золоченые и чеканные сигарные банты были настоящим произведением искусства. Изображения на небольших полосках бумаги выполнялись профессиональными художниками и литографами. Самые лучшие сигарные банты в мире производились в Германии, потому что литография была придумана в Мюнхене бывшим актером Иоганом Зенефельдером. Через некоторое время новый способ печати стал распространяться по всему миру. Вслед за Германией сигарные банты с литографией стали производить в Голландии, потом в США и под конец — на Кубе. Лучшие художники, работавшие в технике литографии, иммигрируют из Германии в США и на Кубу и сразу же вовлекаются в сигарное производство.

Художники создавали настолько искусные изображения на сигарных бантах, что дали толчок новому хобби. Сигарные банты стали предметом коллекционирования. Разнообразие сигарных бантов с лихвой превышало количество сигарных форматов. К разным знаменательным событиям фабрики печатали юбилейные банты. На них изображались театральные актеры, оперные певцы, политики и американские президенты. Некоторые особо страстные коллекционеры приобретали сигарные банты прямо на фабриках. Коллекционирование сигарных бантов остается актуальным и в наши дни.

Ажиотаж вокруг сигарных бантов нарастал с каждым днем, что, несомненно, играло табачникам на руку. Следующим этапом развития этих бумажных полосок стало появление именных сигарных бантов, изготовленных специально для состоятельных курильщиков и знатных особ. Хосе Родригес-Фернандес, создатель знаменитого сигарного бренда Romeo у Julieta, одним из первых стал печатать именные сигарные банты.

Появление сигарных бантов оказало огромное влияние на развитие не только табачной отрасли, но и типографского дела. Тем не менее сегодня остается открытым вопрос относительно бантов и культуры курения сигар — стоит ли снимать сигарный бант перед началом курения или нет? Ответ на этот вопрос, скорее, личное дело каждого, так как сигарный бант является всего лишь декоративным элементом. Известный табачный магнат Зино Давидофф считал, что сигарный бант необходимо снять через несколько минут после начала курения. От жара сигары растительный клей на сигарном банте высохнет окончательно, и тогда кольцо можно легко снять, не повредив при этом покровный лист.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Последние публикации
Производство табака