Висты - людные украшения

Сигарные этикетки стали очередным витком в развитии упаковки сигар. Красочные коробки с литографиями, выполненными профессиональными художниками, иногда были лучше, чем их содержимое. Сегодня за ранними сигарными этикетками гоняются многие коллекционеры.

Как только появились сигары в коробках, каждый из табачных производителей старался придать им свой стиль. Вслед за братьями Упманнами, которые стали изобретателями коробок, свои логотипы на сигарные упаковки начали наносить и другие табачники. Особых успехов в украшении коробки добился кубинский табачный магнат Рамон Аллонес. Коробки со своими сигарами он начал украшать высокохудожественными гравировками, которые стоили недешево, но сразу привлекали к себе внимание покупателя. Так, с середины XIX века на Кубе начинает развиваться искусство украшения коробок (по-испански — habanos).C того момента производители элитных брендов сигар соревнуются между собой в создании оригинального оформления коробки.

С изобретением сигарных бантов и упаковки сигар в коробки некоторые из табачных производителей стали заказывать в типографиях небольшие этикетки, которые помещались на крышку сигарной коробки, — «висты» или «лейблы».

Развитие типографского дела и метод каменной литографии был воспринят табачными производствами «на ура». Вслед за печатью

сигарных бантов табачные магнаты заказывают в типографиях этикетки с красивыми логотипами. Разнообразие и красота сигарных этикеток подкупали афисионадо.

Особый вклад в развитие сигарных вист внесли Соединенные Штаты Америки. Сигары пользовались огромной популярностью среди американских курильщиков. Количество производителей сигар в Америке с каждым годом росло. В период с 1870 по 1930 год в США насчитывалось около 15 ООО мелких сигарных фабрик, а общий объем производства ежегодно составлял порядка 350 ООО различных марок. Простые сигарные банты не могли быть основным знаком различия для многочисленных брендов. В каждом американском городе была как минимум одна табачная фабрика. С того момента как сигары стали выставляться в магазинах в сигарных коробках, производители также стремились придать упаковкам яркий и неповторимый дизайн, отличавший их продукцию от других. Решение снова подсказали типографские работники. На каждую коробку предлагали клеить висту — небольшую этикетку с названием бренда и логотипом фабрики. Многие табачные фабрики упаковывали сигары в картонные коробки, так как древесина использовалась в основном для коробок премиальных сигар. Когда же продавцы открывали картонные коробки и выставляли товар на прилавок, верхняя створка оказывалась отвернутой, и красочный логотип был незаметен. Тогда висты стали наклеивать и на внутреннюю часть коробки, чтобы и в открытом виде покупатель мог заметить логотип любимой марки сигар.

Со временем было решено отказаться от традиционной типографской печати этикеток и снова обратиться к методам литографии.

Первые сигарные лейблы могли позволить только элитные производители сигар. Это было связано с тем, что висты часто походили на небольшие картины, а работа мастера-литографа обходилась табачникам в кругленькую сумму. Иногда цены на услуги художника доходили до 6000 долларов за изготовление чеканной литографии на сигарной этикетке, то есть каждая отдельно взятая виста была уникальной. Бронзовая или золоченая чеканка кропотливо наносилась мастером на бумагу небольшими точками, и в конечном счете они образовывали единый рельефный рисунок. Художники, занимавшиеся изготовлением этикеток, создавали настоящие шедевры, место которым было в лучших музеях, а никак не на сигарных коробках. В 1888 году американская газета The New York Sun в одной из своих заметок написала о сигарных этикетках: «Сейчас сигары можно покупать не для того, чтобы курить, а для того, чтобы наслаждаться высокохудожественными вистами».

Удешевить и ускорить печать этикеток помог технический прогресс. К 1892 году был изобретен 38-тонный печатный пресс, позволявший печатать большое количество этикеток. К тому же качество исполнения литографии стало выше. Помимо этого, впервые стали использовать нанесение 22-каратного золота, от чего картинки получались более объемными. Мастера добились эффекта рельефности, что было поистине революционным решением полиграфических задач того времени.

С усовершенствованием процесса печати стали появляться и более дешевые варианты нанесения рисунка, давшие возможность разнообразить сигарное предложение. Для сигар машинной скрутки висты могли быть и не самыми дорогими в исполнении. К 1900 году вся литографическая промышленность в США на 80% работала на потребности сигарных мануфактурщиков. Главными производителями сигарных вист на территории Америки и на Кубе были немцы — они открывали свои типографии специально для печати этикеток.

Среди известных производителей сигарных вист того времени можно выделить несколько названий: Klingenberg, Schumacher and Ettlinger, the Knapp Company, George Schlegel, Witsch — сплошь немецкие фамилии! Бренды на этикетках сигар, которые производились в Америке, часто назывались по-испански. Немцы испанского языка, естественно, не знали, и очень часто в названиях брендов допускались опечатки. При этом перепечатывать висты было экономически невыгодно ни заказчику, ни самой типографии, поэтому в продажу поступали этикетки с ошибками.

Эпоха литографических типографий закончилась к началу Первой мировой войны. Сигары стали дорогим удовольствием, и многие табачники переключились на производство сигарет. Некоторые известные мэтры сигарной литографии остались без работы, а типографии, печатавшие дешевые висты, переквалифицировались на печать газет и практически ушли из сигарной индустрии. Сегодня сигарные лейблы первопечатников стоят огромных денег и считаются исторической ценностью, достойной внимания богатых коллекционеров.

Висты — это основные декоративные элементы сигарных коробок. Однако в искусстве украшательства habanos существует еще ряд декоративных наклеек. Все наклейки на коробке называются общим испанским термином I habilitaciones. Эскогедор, упаковщик сигар на фабрике, вручную наклеивает каждый декоративный элемент на коробку. Наклейка на верхней части называется «кубьерта» — на ней изображается основной логотип производителя. Стыки коробки заклеиваются специальной цветной лентой, которая называется «эль филете». Если коробка выполнена из кедра, то шляпки гвоздей заклеиваются наклейками «тапаклаво».

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Последние публикации
Производство табака